СЛОВО АРХИМАНДРИТА СИМЕОНА (НАРБЕКОВА) (+1969 г.) В НЕДЕЛЮ 9-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

Христос призрак

 “Ученики, увидев Иисуса идущего по морю, встревожились и сказали: это призрак, и от страха вскричали.”

Христос — призрак!? Да не является ли Он действительно призраком для религиозного сознания большинства из нас, людей 20-го века, не является ли Он для нас всего лишь мифом, далеким историческим воспоминанием? Христос — призрак!? Но почему же так ожесточенна борьба с этим призраком? К чему вся эта направленная против божественности Христа литература, нередко большой научной ценности, неотразимой логики, крупного таланта? Почему к борьбе против призрака иногда привлекаются вовсе непризрачные силы аппарата государственной власти?

Христос — призрак!? Нет! Он — великая духовная сила, живущая в душе человека, Христос — неискоренимое из человеческого сердца семя Царства Божия. Христос — не призрак, а живая реальная сила всюду, где вдохновенная работа ума, смиряющего перед Богом свою гордыню, всюду, где живая, яркая жизнь сердца, радующегося о Боге; Христос — живая реальная сила всюду, где двое или трое молитвенно собраны во имя Его. Христос — живая реальная сила в сердце той безграмотной чеховской старухи, вся молитва которой в перечислении названий чудотворных икон Богоматери: Иверской, Казанской, Тихвинской, Смоленской. Христос — сила в душе трех старцев, которых встретил на берегу океана наш дальневосточный миссионер, и которые умели молиться только так: “трое нас, трое Вас — помилуйте нас!” Христос, как свет, вошел в мрачную жизнь того главаря русских масонов дореволюционной эпохи, который, незадолго до смерти, в разговоре с друзьями вспомнил свою покойную мать, неожиданно захотел видеть священника, и после двухдневной беседы с ним причастился Св. Тайн, и умер с лицом, светлым, как у ребенка. Христос, как любовь, вошел в сердце того знаменитого русского писателя, умершего недавно в Париже, который всю жизнь бурно, мятежно искал Иисуса Неизвестного, и наконец, нашел Его в чувстве бесхитростной и беззаветной любви к Нему. Христос, как сила, оборонял весь жизненный путь того всемирно известного ученого физиолога, который в самый разгар большевизма дерзновенно исповедовал свою веру, и по завету Церкви четыре раза в год причащался Святых Тайн, не давая Христу лобзания Иуды, но открыто исповедуя Его, как Сына Божия, пришедшего в мир спасти грешных.

Недавно мне попалась вырезка из какой-то советской газеты от конца Мая прошлого года, т. е. за три, за четыре недели до начала войны. В газете говорилось о докладе в союзе безбожников. Докладчик указал, что центр церковной пропаганды, распространяющейся по всей России, находится под Москвой в Загорске.

Центр этот неуловим, а потому и неуязвим. Загорск это — Сергиевский Посад, расположенный у стен Лавры Великого Игумена Земли Русской, Преподобного Сергия Радонежского. Не показывает ли все это воочию, что Христос — великая Сила Божия в немощи человеческой совершающаяся? Вот почему так часто Церковь взывает: “Ты — моя крепость, Господи! Ты — моя сила! Ты — мой Бог! Ты — моя радость!” Вот почему Она вместе с пророком восклицает: “Слава Силе Твоей Господи!”